«Язык» правил дорожного движения и типичные ошибки в их преподавании
Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Написаны они взрослым языком, без всякого расчета на детей. Поэтому задача педагогов и родителей - доступно объяснить ПДД ребенку. Однако, при выборе формы в обучении (игры, конкурса, викторины...) главное - донести до детей смысл, не исказив содержания.
К сожалению, на практике некоторые учителя и даже авторы ряда учебных пособий по ПДД употребляют термины и понятия десятки лет изъятые из ПДД. Например, «улица» - вместо «дороги», «мостовая» - это «проезжая часть». Часто преподаватели путают имеющие самостоятельное значение термины «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». Все это может привести к искажению в понимании требований ПДД.
В стремлении донести до детей более понятным языком, некоторые учителя и авторы пособий обращаются к детям «детским» языком, состоящим из уменьшительно-ласкательных суффиксов и других ласкающих слух слов и выражений. Это не только не делает Правила понятными, но и искажает реальную картину дорожного движения. Ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не автомобильчики!
По той же причине не приемлемы и «детские» картинки, выполненные в стиле смешных и веселых комиксов. Это отвлекает от основной задачи - Увидеть реальную опасность на дороге и возможность избежать ее, Вместе с тем, детей нельзя запугивать опасностями на дороге. Разумное чувство осторожности не должно перерастать в панический страх.
Анализ результатов тестирования детей и педагогов по ПДД показал, что при обучении до сих пор допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них:
I. Учат: обходи трамвай спереди, автобус - сзади.
Это правило давно устарело и не спасает, а наоборот, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорен Правилами дорожного движения, и он не связан с обходом маршрутного транспорта!
Необходимо учить! Дойди до ближайшего пешеходного перехода и переходи там. Если перехода нет, жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
II. Учат: при переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины – посмотри направо.
Это правило также устарело и создает опасную ситуацию.
Необходимо учить! Прежде чем перейти дорогу - остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.
III. Учат: красный - стоп, желтый - приготовься, зеленый - иди.
Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. А это очень опасно, т.к. это совсем не так! Ведь в ПДД сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, а зеленый его разрешает. Но при этом ни слова, ни сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения! К тому же дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зеленый сигнал светофора для пешехода, с другой стороны для водителя горит красный, и наоборот.
Необходимо учить! Красный сигнал светофора - запрещающий, т.к. с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый - не только приготовиться, а знак внимание предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый также является запрещающим, т.к. на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый - разрешает движение, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились, Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что, перекресток нерегулируемый. Поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.
IV. Учат: если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги.
В Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь пешеход остается между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками. Малейшая неосторожность или случайность чреваты несчастным случаем.
Необходимо учить! Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за один прием. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «направляющем островке» и не делай шаг ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.
V. Учат: не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.
Но во дворовых территориях также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила дорожного движения в жилой зоне, т.е. скорость не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда соблюдается. И хотя в жилой зоне пешеходы имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.
Необходимо учить! Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин. Используют для показа старые знаки на желтом фоне, путают группы знаков, неправильно называют дорожные знаки или неверно преподносят информацию, которую несет в себе тот или иной дорожный знак. Например, часто путают значение знаков, которые называются одинаково «Пешеходный переход». Но треугольный и с красной каймой относится к группе предупреждающих и предупреждает водителя, что впереди знак и пешеходный переход. А квадратный синий, имеющий то же название, относится к группе информационно-указательных и указывает пешеходам, что через дорогу необходимо переходить именно здесь.
VI. Начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения.
На практике многие учителя очень часто уделяют излишне много времени дорожным знакам, вовлекая детей в поверхностное заучивание названий большого количества знаков, увлекаются различными стихами о знаках, играми с применением только знаков, без других элементов ПДД. Следует помнить, что дорожные знаки главным образом предназначены для водителей. Безусловно, дети должны знать дорожные знаки, но, прежде всего, это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов: «Пешеходный переход» (надземный, подземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка».
VII. Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети».
Он вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, т.к. рядом школа, детский сад или другое учреждение.